Научное общество учащихся (НОУ)

Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно
Ломоносов М. В.

    Первые шаги в науку.

В дореволюционной России мысль об эволюции животных, считалась крамолой. В гимназиях биологию преподавали только в младших классах — самый минимум. Но в Петербурге жило несколько либеральных учителей-энтузиастов, которые водили детей на экскурсии в леса и парки и объясняли, как устроена природа. Свой метод эти новаторы называли исследовательским. Педагог лишь помощник, проводник в познании мира. Природа — лаборатория, в которой ребенок работает сам. Этот принцип лег в основу юннатского движения, возникшего сразу после революции — в 1918 году, этому принципу в своей работе вот уже 36 лет следует Детский эколого — биологический центр г. Колпашево. Подготовить почву для того, чтобы способности ребенка были реализованы, выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке, в жизни — одна из задач нашего центра.

Для этой цели у нас работает, уже более двадцати лет НОУ (научное общество учащихся). Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками. В научное общество учащихся как правило ребята приходят после обучения по программам эколого — биологической направленности различных профилей «Юный зоолог», «Орнитология», «Растения, окружающие нас», «Аквариумное рыбоводство», у которых уже сформировался устойчивый интерес к исследованиям в определенной области, как правило это ребята 13-17 лет, именно на этот возраст рассчитаны образовательные программы естественно — научного направления, разработанные педагогами центра. 

Работе НОУ способствует материальная база центра: наличие живого уголка природы (40 видов животных и 200 видов растений), 1163 экземпляров книг в библиотеке центра, наличие учебно-опытного участка, сложившиеся социальные и научные связи с различными организациями города и области: лесхозом, районным краеведческим музеем, отделом Новосибирского научно — исследовательского института сельского хозяйства и торфа, отделом по воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства ФГУ «Верхнеобьрыбвод», кафедрой зоологии и экологии ТГУ, Томским ботаническим садом и т.д. Работа над выбранной темой проходит несколько этапов. Первый этап — «Фестиваль идей». Это мероприятие является первым кирпичиком в системе исследования. На нем не только совместно обсуждаются идеи будущего исследования, рассматриваются аргументы за и против, но и у работ появляются научные руководители, консультанты, спонсоры из числа приглашенных специалистов наших партнеров по социальным связям. Как правило, эти люди приглашаются и на итоговую конференцию в качестве членов жюри. Уже много лет возглавляет жюри кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий сектором озимой ржи СибНИИСХиТ Бражников Петр Никифорович. Летний период для юных исследователей ознаменован полевой практикой, экспедицией либо экспериментальной работой на учебно-опытном участке.

В конце учебного года результат своих исследований ребята представляют на конференции «Исследователи природы». Представление результатов работы очень ответственный этап и часто его успешность зависит от подготовленности докладчика. Поэтому с 2007 г. в рамках недели науки проводится конкурс «Ораторское мастерство» где отрабатываются первые навыки выступления перед аудиторией.

Для координации исследовательской деятельности НОУ, создания клуба единомышленников, методической помощи педагогам в 2004г. в центре создана Школа исследователя. В рамках этой школы готовятся фестивали, конференции, организуются встречи с научными работниками, семинары, создается банк возможных тем для исследования. Каких только исследований за четверть века не провели наши юные дарования! От простого учебно — исследовательского проекта до работ по заданию научных руководителей и социальному заказу. Выращивание картофеля из семян, исследования памятников природы и редких исчезающих растений, мониторинг городских аллей и реки, орнитофауны и бездомных собак и т.д.

Об успехах юных исследователей говорят грамоты и дипломы различных уровней, от муниципального до международного. Неоднократно наши воспитанники представляли Томскую область на очных этапах Всероссийских конкурсов. Только в последние три года с честью защищали результаты своих исследований Григорьева Людмила в Казане, Каменская Надежда в Барнауле на конкурсе «Подрост», Романовский Евгений в Москве на конкурсе «Юные исследователи окружающей среды».

А в юбилейный, для дополнительного образования год, научное общество учащихся нашего центра, открыло «Малую академию» для учеников младших классов. Опыт старших и пытливый ум еще совсем маленьких исследователей, безусловно, даст плоды в познании мира природы. Пожелаем им успехов!


Т.Н. Нечаева — директор МБУ ДО «ДЭБЦ» г. Колпашево

 

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ

СПИСОК ТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ НА 2017-2018 уч.г.

Scroll Up
error: Content is protected !!