Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, реализуемые в МБУ ДО «ДЭБЦ»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Автор: Акатьева Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 5 — 7 лет.

Срок реализации: 1 учебный год (72 часа).

Уровень обучения: стартовый

Программа «Азбука здоровья» — авторская, реализуется с 2001 года.
Цель: воспитание в детях чувства самоценности каждого живого организма, желания беречь, укреплять свое здоровье с детства, совершенствовать тело.

Программа является составной частью экологической программы «Экологическая азбука», но может выступать и самостоятельным модулем.
Включает следующие разделы:

⦁ «Как мы устроены», в котором на уровне доступном для понимания детьми, даются знания об опорно – двигательной, кровеносной, выделительной и пищеварительной системах, а также органах чувств (глаза, уши, нос, языка, кожа). На занятиях ребята знакомятся с правилами ухода за зубами, правилами питания, учатся обрабатывать ранки. Проводятся упражнения по выработке правильной осанки, дыхательная гимнастика и др. Даются основы проведения исследований: работа с микроскопом, самообследование организма;

⦁ раздел «Домашняя валеология» направлен на понимание значения семейных ценностей, и традиций. На занятиях детям прививаются навыки общественного поведения, умение находить компромиссные решения. Проводятся тренинги хорошего настроения, практикумы ухода за комнатным растением и уборки игрушек;

⦁ в разделе «На пути к самостоятельности» разбираются возможные проблемные ситуации, случающиеся с детьми: пожар, встреча с незнакомым человеком, бродячим животным, опасным растением, если заблудился.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Азбука здоровья"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ДОМАШНИЙ ДОКТОР»

Автор: Дубакова Лариса Геннадьевна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 14-18 лет.

Срок реализации: 1 учебный год (72 часа).

Уровень обучения: углубленный

Программа «Домашний доктор» — авторская.

Цель программы: Обеспечение мотивации для продолжения образования по специальности ветеринария.

На региональном конкурсе образовательных программ и методических разработок по профессиональной ориентации учащихся в 2010 году отмечена дипломом 3 степени.

Данная программа способствует подготовке выпускников к осознанному выбору профессии ветеринарного врача.

Отличительная особенность программы заключается в том, что обучающиеся знакомятся с болезнями животных: причины, признаки, методы диагностики, профилактики и способы лечения животных.

Основной принцип формирования элективных курсов – практическая направленность (поддержание интереса школьников к профильному предмету и выработке у них первоначальных навыков, которые могут им пригодиться при обучении в вузах, в жизни и в выборе будущей профессии ветеринарного врача).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Домашний доктор"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«ЖИВОТНЫЙ МИР ГЛАЗАМИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

Автор: Дубакова Лариса Геннадьевна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 12-17 лет.

Срок реализации: 4 учебных года (864 часа).

Уровень обучения: углублённый.

Дополнительная общеобразовательная программа «Животный мир глазами юных исследователей» является авторской.

Реализуется с 2004 года.

На областном этапе Всероссийского конкурса авторских образовательных программ в 2012 году была отмечена дипломом I степени.

Данная программа разработана для учащихся, имеющих желание и способности к занятиям научными исследованиями под руководством преподавателя. Основная идея программы состоит в создании для учащихся условий и возможностей для исследования в интересующих их областях наук эколого-биологического направления. Занятия по данной программе способствуют формированию основ абстрактного, понятийного мышления, навыков публичного обсуждения проблемы, содействуют повышению самостоятельности на всех этапах научного исследования, самореализации творческих способностей.

Отличительной особенностью данной программы от общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный зоолог» является:

    • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
    • расширение и углубление базовых знаний по экологии, зоологии;
    • овладение научным подходом к решению различных задач;
    • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, делать выводы, работать с информацией (находить её в разных источниках, перерабатывать, анализировать);
    • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации;
    • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Животный мир глазами юных исследователей"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ»

Автор: Липухина Надежда Вячеславовна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 14 – 16 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

Уровень обучения: ознакомительный

Программа авторская

Цель программы – развитие бережного отношения к здоровью и интереса к профессиям визажиста, парикмахера, косметолога.

Программа ориентирована на учащихся 7-10 классов средних школ и имеет направленность на приобретение опыта по уходу за своей внешностью, способствует развитию учащихся к профессиям косметолога, визажиста, парикмахера, стилиста, а также создает условия для расширения знаний по определенным разделам курса «Биология». 

В век эмансипации, когда женщины и девушки стараются ни в чем не уступать сильной половине человечества, не стоит забывать, «в моде» по-прежнему остается женское обаяние. Порой девушке некогда и негде почерпнуть информацию: как правильно подобрать косметику с учетом индивидуальных особенностей, как ухаживать за кожей и волосами и т.д.

Отличительная особенность программы представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированные занятия, объединяющие все основные направления ухода за своей внешностью, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы к профессиям сферы обслуживания.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Красота и здоровье"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«КРУЖОК НАТУРАЛИСТОВ»

Автор – составитель: Топаева Екатерина Владимировна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 8 – 11 лет

Срок реализации: 2 года (144 часа)

Уровень обучения: базовый

Программа модифицированная

Цель программы: Формирование эколого-биологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всем живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.

Дополнительная общеобразовательная программа «Кружок натуралистов» составлена на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы». В первый год обучающиеся знакомятся с сообществами, которые созданы человеком, во второй год рассматриваются естественные сообщества.

Программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь. Под руководством педагогана занятиях дети смогут в системе рассмотреть объекты природы, интересные для изучения со всех сторон, учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой.

Данный курс способствует также формированию межличностных отношений. В объединении приветствуются дружба, понимание, взаимовыручка, поддержка, сплочённость, честность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Кружок натуралистов"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«МАСТЕРСКАЯ НАТУРАЛИСТА»

Автор: Андреева Наталия Николаевна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 6-8 лет

Срок реализации: 1 учебный год (72 часа)

Уровень обучения:  стартовый.      

Программа ознакомительная.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она помогает детям, познакомится с природой родного края, в  интересной и доступной для младшего школьного возраста форме, через творческую деятельность с элементами исследования. Прививает нормы экологического поведения. Программа предусматривает обучение и воспитание как единое целое.

Отличительная особенность  данной программы состоит в том, что она не только знакомит с природой родного края, но и способствует социальной адаптации ребенка. Работа над эколого – социальным проектом и участие в природоохранных акциях помогает ребенку осознать свою социальную значимость, и формирует  весь спектр учебных универсальных действий (УУД), воспитывает экологическую культуру. Программа знакомит детей с некоторыми  элементами исследовательской деятельности: наблюдение, эксперимент. Вводит ребенка в мир изучения и исследования. В виде игр и упражнений — тренингов отрабатывается  умения наблюдать, обобщать, делать выводы. Дети учатся видеть проблему и пути ее решения.  Программа  предусматривает проведение ряда экспериментов: (эксперимент по получению красок в домашних условиях (в рамках урока) и практическую работу по оценки свойств полученных красок; эксперимент с пером водоплавающей птицы и др.).

Программа предусматривает большой объём практической работы,  помогает реализовать потребность детей в чередовании обучающей и творческой деятельности, характерной для данного возраста. Творческая деятельность реализуется в виде закрепления  изученного материала.

Цель: знакомство с природой родного края, через изобразительное творчество.

Дополнительная общеобразовательная программа "Мастерская натуралиста"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«МИР ЖИВОГО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»

Автор: Халина Анастасия Михайловна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации: от 2 учебных лет и более лет (216 часа в год)

Уровень обучения:  программа разноуровневая (стартовый, базовый, продвинутый).      

Программа даёт возможность обучения детей с различным стартовым уровнем готовности к её освоению, в том числе, одарённых детей.

Новизна данной программы заключается в её комплексности, охвате разных направлений биологии и освоении методов изучения живого, применяемых в разных разделах биологии, как и общих для всех наук, так и специфичных для конкретной области применения, а также возможности обучения детей с разным уровнем подготовки, знаний и умений.

Цель: Формирование информационных компетенций в области биологии  и экологии, обучающихся с разными стартовыми умениями и навыками, через освоение методов биологических наук и проектно-исследовательскую  деятельность.

По форме организации образовательного процесса программа является цикличной и предполагает сроки освоения от 2 лет и более в зависимости от стартового уровня подготовки учащихся и темпа освоения программы. Материал предусматривает обучение с усложнением содержания. Учащийся может изучать материал определённого уровня, основываясь на своих знаниях, умениях и планируемых результатах, тем самым формируя свой индивидуальный образовательный маршрут.

Педагогическая целесообразность программы заключается в действенности материала и формы подачи на обучающихся данного возраста, которые подбираются согласно уровню, по которому обучаются учащиеся. В этом возрасте дети готовы заниматься серьезной деятельностью, имеют достаточный (а кто-то и более высокий) уровень теоретической подготовки и заинтересованы в своей дальнейшей профессиональной подготовке. Они способны к теоретическим и эмпирическим действиям с информацией, использованию накопленных знаний на практике. Поэтому после прохождения программы обучающиеся владеют основами научной деятельности, приобретают навыки и умения, необходимые для выполнения успешной исследовательской работы. Учащиеся, осваивающие продвинутый уровень программы, могут помогать тем, кто находится на стартовом уровне.

Стартовый уровень предполагает минимальную сложность заданий и небольшой объём информации, приобретение простейших умений и навыков по методологии науки.

Базовый уровень предполагает более углубленное изучение информационного материала, который даётся в большем объёме, чем на стартовом уровне; приобретение умения самостоятельно применять на практике простые методы по темам программы.

Продвинутый уровень предполагает творческую, исследовательскую деятельность учащихся, помощь ученикам, осваивающим материал на более низком уровне, и помощь педагогу в подготовке материалов к уроку и проведению практических заданий. Учащиеся на данном уровне могут самостоятельно проводить практические работы или выступать наставниками в группе с учениками базового или стартового уровня.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир живого через призму научного познания"

СВЕДЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИР ЖИВОГО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«НАВСТРЕЧУ ПРИРОДЕ»

Автор: Дубинина Марина Васильевна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 6-9 лет

Срок реализации: 2 учебных года (144 часа)

Уровень обучения:  1 год — стартовый, 2 год — базовый.      

Программа авторская.

Программа «Навстречу природе» учит детей тому, как правильно наблюдать за изменениями окружающего мира, правильно фиксировать эти изменения, делать верные выводы из наблюдаемого; понимать природу и любить, ценить и уважать, через свое видение и приобщение к природоохранной деятельности.

В программе даются теоретические основы, необходимые, для проведения доступных школьникам фенологических наблюдений в природе и обобщения полученных данных.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Навстречу природе"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«НАУКА И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Автор: Ковалёва Тамара Дмитриевна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 13 – 16 лет

Срок реализации: 2 учебных года (432 часа)

Уровень обучения: углубленный

Программа авторская

Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность. Данная программа поможет им реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, а также приобрести навыки исследовательской деятельности. Знакомятся с законами экологии, экологическими факторами среды, методами исследования. Работают с источником информации; увязывают собственные результаты со справочными данными и делают анализ; выступают на конференциях, участвуют в конкурсах.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наука и окружающий мир"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ОБЪЕДИНЕНИЕ НОУ ПО ОРНИТОЛОГИИ»

Автор: Дубинина Марина Васильевна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 13 – 16 лет.

Срок реализации: 3 учебных года (648 часов)

Уровень обучения: углубленный

Программа авторская.

Данная программа открывает возможность в более раннем возрасте выявить юные таланты, в процессе обучения и участия в практической исследовательской деятельности, раскрыть у подростков склонность к научному творчеству, учит самостоятельно мыслить и добывать знания, что имеет немаловажное значение в современном информационном пространстве. Участвуя в учебно-исследовательской деятельности, школьники приобретают умение ставить и решать проблемы, учатся делать обоснование, приобретают опыт и навыки исследовательской работы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Объединение НОУ по орнитологии"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ОРНИТОЛОГИЯ»

Автор: Дубинина Марина Васильевна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 8 – 11 лет.

Срок реализации: 3 учебных года (576 часов)

Уровни обучения: 1 год – стартовый, 2 год – базовый.

Программа авторская.

Дополнительная общеобразовательная программа «Орнитология» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению орнитофауны края, как одного из главных природных компонентов.

Наличие зоологической лаборатории с 30-ю видами живущих в ней декоративных, певчих и местных птиц, многолетний опыт работы по изучению птиц, в условиях клеточного содержания и в природе, а так же переписка и обмен опытом с Фенологической комиссией Томского отделения Географического общества России, позволили расширить и дополнить ряд изучаемых вопросов, сочетать теоретические и активные формы обучения: беседы, экскурсии, проектную и природоохранную деятельность, предусматривать развитие исследовательских навыков и творческих способностей детей, воспитывать доброту и любовь к природе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Орнитология"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«ОСНОВЫ ВЕТЕРИНАРИИ»

Автор: Дубакова Лариса Геннадьевна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 14 – 18 лет.

Срок реализации: 1 учебный год (72 часа)

Уровень обучения:  углубленный. 

Программа авторская.

Курс ориентирует на формирование готовности использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними животными, выявление болезни и оказание первой помощи больным животным. Полученные в рамках данного курса знания в области ветеринарии в дальнейшем могут служить основой для подготовки учащихся к выбору будущей профессии ветеринарный врач.

Цель программы: знакомство с особенностями работы ветеринарных специалистов.

Содержание общеобразовательной программы включает 5 разделов, в которых обучающиеся знакомятся с причинами, признаками болезней животных, методами диагностики, профилактики, способами лечения животных и особенностями работы ветеринарных специалистов самостоятельно. Реализация дополнительной общеобразовательной программы проходит очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий. Обучающиеся самостоятельно изучают теоретический материал по ссылкам, используя интернет ресурсы. Проверка теоретических знаний учащихся проходит в Гугл форме тестирование. Общение с обучающимися в онлайн — режиме.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы ветеринарии""

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«ОСНОВЫ ФЛОРИСТИКИ»

Автор: Оболенская Лада Владимировна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 14 – 18 лет.

Срок реализации: 1 учебный год (72 часа)

Уровень обучения:  углубленный. Уровень обучения — даёт основы знаний в области флористического  дизайна в разных техниках и приёмах.

Программа авторская.

Обучение по программе  способствует профессиональному самоопределения обучающихся, даёт основы знаний в области флористического  дизайна в разных направлениях, техниках и приёмах.

Программа знакомит учащихся с профессиями, связанными с деятельностью в области флористического дизайна, помогает выявить склонности и способности к этому виду деятельности; создает условия для развития интереса к начальным профессиональным знаниям флористического дизайна, составлению флористических композиций согласно композиционным требованиям.

Отличительные особенности программы

В основе учебного материала учащимся предлагаются профессиональные техники и приёмы создания флористических композиций в различных стилях и техниках. К анализу  работ применяются профессиональные флористические требования. Цель деятельности обучающихся на занятиях – включение в активную творческую деятельность, создание благоприятных условий для развития одаренных детей, профессиональное ориентирование. Обучающиеся участвуют в разных направлениях деятельности студии по индивидуальному творческому маршруту, показывая собственный подход к выполнению работ, индивидуальный почерк, мастерство. Уровень обучения предполагает владение обучающимися основными традиционными методами и приемами работ флористического дизайна.

Цель программы: способствовать сознательному выбору обучающимися  будущей профессий, через знакомство с основами флористики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы флористики"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»

Автор: Оболенская Лада Владимировна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 11 – 17 лет.

Срок реализации: 5 учебных лет (1008 часов)

Уровень обучения:  1-3 года обучения – базовый уровень (даёт основы знаний в области флористического  дизайна); 4-5 года обучения – углубленный уровень обучения (даёт предпрофессиональные знания в области  флористического  дизайна).

Программа авторская.

Программа реализуется с 1992-1993 учебного года.

Сколько существует человечество, столько существует тяга человека к прекрасному, стремление украсить свой быт цветами и произведениями декоративно — прикладного творчества.

Программа «Природа и фантазия» разработана в связи с отсутствием типовой программы данной тематики и ориентирована на работу с природным материалом. Программа «Природа и фантазия» направлена на формирование ключевых компетентностей в области декоративно-прикладного искусства, а также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа и фантазия "

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«СОВЕТЫ АЙБОЛИТА»

Автор: Репникова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования 

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Срок реализации: 1 учебный год (108 часов).

Уровень обучения: стартовый

Программа «Советы Айболита» — авторская, реализуется с 2016 – 2017 учебного года.

Цель программы: формирование основ здоровьесберегающего поведения у дошкольников.

Программа «Советы Айболита» имеет интегрированное содержание и включает в себя знания по анатомии, окружающему миру, гигиене, народной медицине в близкой и понятной дошкольниками форме.

Каждый раздел учебно – тематического плана программы содержит блоки практических занятий, направленные на приобщение детей к какой-либо деятельности: театральной, проектной или исследовательской.

Для стимуляции интереса, создания положительных эмоций в ходе занятий используется потенциал  театра пальчиковых кукол, театра – экспромта. Это усилит мотивацию к познанию и соблюдению основных правил гигиены, приобретению полезных привычек, формированию основ здорового образа жизни.

Использование в ходе реализации программы проектного метода, приемов самообследования, исследовательской деятельности способствует более глубокому пониманию причинноследственных связей, влекущих к ухудшению здоровья.

Программа может реализовываться как самостоятельно, так и являться продолжение программы «Азбука здоровья».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Советы Айболита"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Коллектив авторов:

Айвазова Наталия Исмаиловна, педагог дополнительного образования

Андреева Наталия Николаевна, педагог дополнительного образования

Дубакова Лариса Геннадьевна, педагог дополнительного образования

Дубинина Марина Васильевна, педагог дополнительного образования

Репникова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования

Халина Анастасия Михайловна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 7 — 8  лет.

Срок реализации: 1 учебный год (72 часа).

Уровень обучения: стартовый.

Программа «Удивительный мир живой природы» реализуется с 2017 – 2018 учебного года.

Цель программы: способствовать дальнейшему самоопределению детей, через знакомство с разнообразием объектов живой природы.

Программа разработана по социальному заказу со стороны МАОУ «СОШ № 2» для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС среди учащихся 1 классов, через ресурс МБУ ДО «ДЭБЦ». В программе представлены 6 тематических блоков, позволяющих познакомится с различными направлениями деятельности Центра. Каждый из авторов программы на протяжении 10 занятий в игровой и занимательной форме знакомит детей с деятельностью своего направления.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Удивительный мир живой природы"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе

«УРБОЭКУМ»

Автор: Халина Анастасия Михайловна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Срок реализации: 1 учебный год (144 часа)

Уровень обучения: стартовый

Программа авторская. Реализуется с 2020-21 учебного года.

Актуальность данной программы вытекает из необходимости понимания учащимися сути процесса урбанизации и последствий, к которым он может привести для природной среды и самого человека. Город является сложным организмом в системе связей между элементами, которые его образуют, социальной и природной средой. Изменения природно-пространственных ресурсов города, его почвенного покрова,  поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира, различные виды загрязнений влекут за собой то, что городской человек должен включать новые адаптивные механизмы, которые не являются безграничными. Человек не живёт в городе один, и все одомашненные животные, окультуренные и интродуцированные растения, внесённые человеком в городскую среду, также вынуждены приспосабливаться и меняться.

Поэтому, чтобы меньше наносить вред природе, чтобы сохранить здоровье себе, и города органически вписывались в окружающую среду и не загрязняли её, необходимо рациональное проектирование и применение экологически оптимальных вариантов строительства городских структур. Для этого необходимы знания в области экологии, биологии животных и растений, рационального природопользования, экологического мониторинга, «зелёных» технологий и градостроительства, начала которых будут затронуты при обучении по программе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в действенности материала и формы подачи на обучающихся данного возраста.

Цель: формирование первоначальных сведений об объектах, процессах и явлениях в городской среде, проявлениях глобальных и локальных экологических проблем в урболандшафте и роли человека в нём.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "УрбоЭкУм""

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»

Автор: Топаева Екатерина Владимировна, педагог дополнительного образования 

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 9-11 лет.

Срок реализации: 1 учебный год (144 часа).

Уровень обучения: стартовый

Программа авторская, реализуется с 2019 – 2020 учебного года.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, в этом возрасте у детей не совсем сформировано чувство самосохранения и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, поэтому данная программа актуальна для детей данного возраста. Программа реализуется благодаря различным видам деятельности, на разных этапах программы свой вид деятельности.

Наблюдая и изучая природу, ребенок познает себя. Через познания себя, своего тела в ребенке воспитывается уважение и бережное отношение к себе, как неповторимой ценности природы, а так же к любому другому живому существу. Ребенок чувствует свою взаимосвязь с окружающей средой, видит зависимость своего здоровья от нее, учится жить в гармонии с природой.

Кроме того, результат работы по данной программе видится в профилактике болезней, а это начальное и решающее звено охраны, укрепления здоровья. Отличительными особенностями программы являются различные виды деятельности (познавательная, проектная, исследовательская, игровая) на разных этапах реализации программы.

Цель программы: Формирование основ ЗОЖ через познание собственного организма и взаимодействие с окружающей средой

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Уроки здоровья"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ФЕНОЛОГИЯ»

Автор: Дубинина Марина Васильевна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 9 – 11 лет.

Срок реализации: 2 учебных года (288 часов)

Уровень обучения: базовый

Программа авторская.

Ведущей идей, на основании которой составлена данная программа, является организация наблюдений как основного метода обучения предмету. Умение наблюдать будет полезно детям и сейчас, и в дальнейшем для понимания закономерностей развития органического мира в меняющихся сезонных условиях; приспособлений организмов к зимованию и сезонной цикличности. Занятия  носят исследовательский характер и помогают лучшему изучению природы родного края, развивают любовь к природе Родного края, углубляют знания, помогают осознать вопросы охраны природы. В программе  будут даваться теоретические основы, необходимые, для проведения доступных школьникам наблюдений в природе и обобщения полученных данных.

К данной  дополнительной общеобразовательной программе разработаны адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и с задержкой психического развития (ЗПР), направленные на обеспечение социальной адаптации и приобретение детьми  нового опыта участия в разнообразной учебной  деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Фенология"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ЦВЕТОВАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Автор: Брагина Мария Константиновна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная.

Возраст обучающихся: 5 – 8 лет.

Срок реализации: 1 учебный год (72 часа).

Уровень обучения: стартовый

Цель программы: развитие эмоционально – чувственной сферы ребенка с существующими в природе связями на основе наблюдений за изменениями цветовой гаммы окружающего мира.

Программа «Цветовая экология» создана для изучение природы и объектов природы с позиции цветовой гаммы и внешних признаков: знакомит с природными ритмами (времена года, смена дня и ночи), формирует начальное представление о взаимосвязях живых органов и среды в природе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Цветовая экология"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Цветовая экология" адаптированная для детей с ОВЗ с ЗПР

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«ШКОЛА ВОЛШЕБНИКОВ»

Автор: Оболенская Лада Владимировна, педагог дополнительного образования.

Направленность: художественная.

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет.

Срок реализации: 3 учебных года (216 часов)

Уровень обучения:  1 год обучения – стартовый уровень; 2-3 года обучения — базовый уровень обучения.

Программа авторская.

Начало реализации программы – 2005-2006 учебный год.
Развитие познавательной и творческой активности идет с детского возраста. Поэтому программа «Школа волшебников» рассчитана на детей 7- 10 лет, в этом возрасте дети и активно и непосредственно выражают свое восприятие мира. Одним из показателей интеллектуальной готовности детей к обучению в школе является уровень развития мелкой моторики, зрительного восприятия, зрительно-двигательного контроля над движением рук. Реализация данной программы дает возможность решить эти важные вопросы на практике. Программа «Школа волшебников» разработана в связи с отсутствием типовой программы данной тематики и ориентирована на работу с природным материалом. Цель программы: создание оптимальных условий для развития эколого-эстетических качеств личности обучающихся, их индивидуальных творческих особенностей через освоение приемов работы с природным материалом.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа волшебников"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ECOBEAUTY»

Автор: Айвазова Наталия Исмаиловна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации: 2 года (288 часов)

Уровень обучения: базовый

Программа модифицированная от программы «Красота и здоровье», автор Липухина Н.В., педагог дополнительного образования

Цель программы – развитие бережного отношения к здоровью и интереса к профессиям визажиста, парикмахера, косметолога.

Программа ориентирована на учащихся 7- 9 классов средних школ и имеет направленность на приобретение опыта по уходу за своей внешностью, способствует развитию учащихся к профессиям косметолога, визажиста, парикмахера, стилиста, а также создает условия для расширения знаний по определенным разделам курса «Билогия». Курс рассчитан на 144 часа и позволяет привлечь внимание и вызвать интерес. Данная программа формирует у детей начальные профессиональные знания. Это обусловлено особым вниманием, которое в этом возрасте дети уделяют своей внешности и психологической готовность к восприятию данного материала. Предполагаемый состав групп — разновозрастной. При наборе детей необходимо учитывать уровень интересов и мотивации к данной предметной области.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Экобьюти"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ЭКООБЪЕКТИВ»

Автор: Завалина Александра Сергеевна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 2 года (288 часов)

Уровень обучения: базовый

Программа авторская

Цель программы – развитие познавательного интереса к миру природы и умения фиксировать ее объекты и явления с помощью фото-видеоаппаратуры.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экообъектив» — авторская, идеей для её создания послужила одноименная программа Брагиной М.К. (педагога дополнительного образования).

Отличительной особенностью её является то, что дети познают мир природы, знакомятся с её объектами через фотодеятельность, которая вдохновляет детей на поиск ярких моментов природных явлений. 

Учебный план программы имеет четкое разграничение на темы, связанные с формированием эколого-биологических знаний и на темы по изучению основ фотографирования.

В программе сочетается две модели обучения: линейная и концентрическая. Изучение тем происходит последовательно от простых и понятных, к более сложным для восприятия.  Приобретение навыков и умений фотографирования формируется по типу спирали, когда к основным навыкам постепенно добавляются новые.

Первый год обучения направлен на изучение сезонных изменений в природе, основ фотодела и умения фиксировать наблюдения, также даются основы работы с программой MicrosoftOffice: PowerPoint, Paint, Publisher.

Во второй год обучения изучаются взаимосвязи в природе и влияние человека.  Практический материал   усложняется, даются навыки работы в различных компьютерных программах (AdobePhotoshop, PicsArt, MovaviVideoEditor», «Фотожанры) по обработке фотографий и созданию фильмов.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Экообъектив"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ЭКСПЕРИМЕНТАРИУМ»

Автор: Селецкая Анастасия Андреевна

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 2 учебных года (144 часа)

Уровень обучения: базовый

Программа авторская, реализуется с 2020 года.

Цель программы: изучение сущности явлений и процессов, происходящих в природе в ходе экспериментальной деятельности.

Программа «Экспериментариум» объединяет в себе несколько предметов естественнонаучного цикла: биологию, географию, экологию, физику, астрономию и химию. Объединение этих предметов в рамках одной программы не случайно, в настоящее время, большинство открытий совершается на стыке наук.  По завершении начальной ступени образования в расписание школьников новые предметы добавляются постепенно, в зависимости от сложности их восприятия детьми. Акцент делается на формирование фундаментальных знаний и понятийного аппарата  по предметам. Часто учащиеся «зазубривают» термины и формулы не вникая в суть процессов и не отождествляя их с окружающим миром. Обучаясь по данной программе, учащиеся  смогут понять суть явлений и процессов, происходящих в природе и наглядно  пронаблюдать их в  ходе опытов и экспериментов.

Организация познавательной деятельности, которая основана на постановке экспериментов, изначально  преподавателем, а в последующем ведущая учащихся к  самостоятельной постановке  экспериментов, является актуальной, а раннее освоение базовых знаний в области естественных наук может стать основой для осуществления исследовательской деятельности учащихся.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Экспериментариум"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ЭКОТУРИСТЫ»

Автор: Нагорнова Олеся Сергеевна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 8 — 11 лет.

Срок реализации: 2 учебных года (288 часов)

Уровень обучения: стартовый (1 год обучения), базовый (2 год обучения).

Данная программа является авторской, реализуется с 2016 года

Экологический туризм в настоящее время является одним из приоритетным и актуальным видом туризма. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирование у учащихся активной жизненной позиции, воспитания любви к природе родного края, организует содержательный досуг. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, обучающие получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Экотуристы"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Автор: Астафьева Оксана Павловна, педагог дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 6 — 12 лет.

Срок реализации: 4 учебных года (648 часов)

Уровень обучения: базовый

Данная программа является авторской, но идеей к ее созданию послужила программа В.В. Булдаковой (учителя начальных классов) «Животный мир средствами ИЗО». Отличительной особенностью программы «Эти забавные животные» является то, что в ней в большей степени решаются задачи по развитию познавательной активности детей, даются азы исследовательской и проектной деятельности, а анималистика остается как сопутствующая деятельность.

Программа реализуется с 2015 года.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эти забавные животные» сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Она ориентирована на знакомство детей с неповторимым и разнообразным миром животных, на формирование у обучающихся экологической культуры, на овладение основами анималистики, а так же на получение первых навыков исследовательской деятельности.

Программа предусматривает обучение и воспитание как единое целое.

На основе данной программы разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей ОВЗ с РАС, сроком на два учебных года (144 часа).

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Эти забавные животные"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Эти забавные животные" адаптированная для детей ОВЗ с РАС

 

Аннотация  к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ РОДНОГО КРАЯ»

Автор: Андреева Наталия Николаевна, педагог  дополнительного образования.

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 10 — 12 лет.

Срок реализации: 2 учебных года (432 часа)

Уровень обучения: углубленный

Программа авторская.     

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи родного края» создана для приобщения детей младшего школьного возраста к исследовательской деятельности.

Данная программа позволит не только познакомиться с учебным  материалом, но и  самостоятельно исследовать определенные вопросы, связанные с краеведением. Так же изучение  и исследование родного края способствует осознанию младшими школьниками важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, содействует ранней социальной адаптации.

Программа предусматривает выполнение учебно-исследовательской работы, тема которой основана на интересах детей, что позволит наиболее полно выявить и развить их интеллектуальные и творческие способности. Содержание программы предусматривает большой объем практической работы: тренинги по отработки навыков проведения исследований, экскурсии в природу, в краеведческий музей, библиотеку.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные исследователи родного края"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«ЮНЫЙ БОТАНИК»

Автор — составитель: Айвазова Наталия Исмаиловна, педагог дополнительного образования

Направленность программы: естественнонаучная

Возраст детей: 7-10 лет.

Срок реализации: 2 учебный год (288 часа).

Уровень обучения: базовый

Программа модифицированная от программы «Занимательная ботаника», автор Миллер Т.П. .

Программа может выступать как продолжение ознакомительной комплексной программы «Удивительный мир живой природы (блок «Юный садовник»). Данная программа разработана для более углубленного изучения растительного мира. Пройденный материал отражается в творчестве, в результате у ребенка  улучшается мелкая моторика рук, улучшается цветовосприятие, приобретаются знания о растительном мире. «Юный ботаник» научится бережно, со знанием и любовью относится к природе.

Программа дает возможность развития творческого начала ребенка, воспитывает любовь к природе. Она расширяет, углубляет и дополняет базовые знания обучающихся по биологии.

Неотъемлемой частью занятия детского объединения является повседневное наблюдение и уход за растениями. Каждый обучающийся имеет группу растений в коллекции, порученную ему для ухода. Ребята проводят наблюдения за ростом и развитием растений, оформляют результаты своих наблюдений в виде отчётов, приобретают навыки по размножению растений.

Цель программы – формирование любознательности к миру растений.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный ботаник"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ЮНЫЙ ЗООЛОГ».

Автор: Дубакова Лариса Геннадьевна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 8 — 12 лет.

Срок реализации: 3 учебных года (648 часов)

Уровень обучения: базовый

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный зоолог» является авторской, реализуется с 2004 учебного года. На областном этапе Всероссийского конкурса авторских образовательных программ в 2010 году отмечена дипломом 3 степени.

Основная идея программы состоит в создании для учащихся  условий и возможностей для проведения исследований в области зоологии, что соответствует современным требованиям к организации учебного процесса.  Исследовательская деятельность осуществляется в форме исследовательской практики — решение обучающимися творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. 

Работа по данной программе предусматривает проведение занятий на базе учреждения, имеющего уголок живой природы и в природе. Знания получают через общение с животными и природой. Основной формой обучения детей является практическая работа: экспериментальная и лабораторная работы, труд в живом уголке, оформление результатов наблюдений, игры природоведческого направления, проектная деятельность.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный зоолог» предусматривает:

  • последовательное расширение знаний, умений, навыков обучающихся, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром,
  • формирование опыта в проектной и исследовательской деятельности.

В основу построения программы положен экологический принцип.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный зоолог"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе 

«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Автор: Миллер Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст детей: 8-10 лет.

Срок реализации: 2 учебных года (360 часов).

Уровень обучения: углубленный

Программа авторская

Цель данной программы – приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений. Программа «Юный исследователь» направлена на активацию мысленной деятельности обучающихся, на формирование дополнительных знаний по окружающему миру в ходе проведения различных исследований в области растениеводства.

Программа заключается в проведении большого объема мини опытов, которые предполагается проводить в лаборатории кабинета растениеводства. Программой предусмотрена исследовательская деятельность (наблюдение – эксперимент) – от определения  проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Всё это будет способствовать развитию самостоятельности и инициативы, повышению интереса к исследованиям, воспитанию у обучающихся культуры труда.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный исследователь"

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

Автор: Ковалева Тамара Дмитриевна, педагог дополнительного образования

Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 8 – 12 лет

Срок реализации: 3 учебных года (576 часов)

Уровень обучения: базовый

Программа авторская

Данная программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой, зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь. В первый год обучения ребята знакомятся с искусственными сообществами, с памятниками природы родного края, учатся работать с микроскопом. Во второй год изучают основные группы растений и животных в сообществах, созданных природой, их взаимосвязь, приспособленность к различным средам обитания, животных и растения из Красной книги Томской области; составляют цепи питания, схему круговорота жизни. И в третий год обучения рассматривают представителей природных зон, их характерные особенности, выявляют взаимосвязь организмов. Работают с географическими картами, глобусом, определителями.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Scroll Up
error: Content is protected !!